Как составлять тз для программиста на разработку сайта
В этой статье мы разбираемся, как составить Техническое задание (ТЗ) для разработчика сайта, в каких случаях и кому оно необходимо, а также расскажем, кто должен отвечать за его подготовку.
Что такое техническое задание для программиста и зачем оно нужно?
Техническое задание для программиста и разработчика веб-сайта – это побудительное событие, после которого специалист приступает к работе. В ТЗ прописывается задача или ряд задач, которые необходимо выполнить, точно и пошагово. Есть некоторые общие задачи, которые программист выполняет без дополнительных пояснений, а сам выбирает, как он будет реализовывать, чтобы достичь заданной цели, например, настройка системы администрирования сайта. Если задач нет, а цели не утверждены, неясны или неоднозначны, то и решать нечего или решение будет неверным. Часто заказчик уверен, что исполнитель должен заранее понимать и предугадывать, что и в каком виде он желает получить на выходе. И это основная ошибка, которая с первых минут сотрудничества делает его малоэффективным и в результате проблемным. Очевидные вещи для одного человека не обязательно очевидны другому. Важно помнить об этом, когда речь идёт об услуге, чем и является создание сайтов.
ТЗ, или бриф, для программиста нужен, чтобы:
- заказчик мог обозначить свои требования, пожелания и любые нюансы, которые он хочет учесть (кстати, в этот момент он и сам может обнаружить какие-то важные, но не замеченные ранее моменты), возможно создать в рукописном виде и предоставить в формате фото или pdf;
- исполнитель анализирует полученный документ и выстраивает необходимые действия и задачи в уже более сформированный документ ТЗ о том, что заказчик предполагает получить в результате оказания услуг;
- обсуждение полученного ТЗ и исключить любое недопонимание между сторонами;
- возможно нахождение дополнительных решений и предложений – «интересные находки», о которых заказчик мог не предполагать;
- выполнить прозрачный расчёт стоимости услуг, понятный и заказчику, и исполнителю;
- иметь возможность предъявить претензию в процессе или по факту завершения работы:
- заказчику, если исполнитель выполнил не весь объём работ или что-то сделал не так, как планировалось;
- исполнителю, если заказчик требует бесплатно выполнить какое-либо действие сверх утверждённого заранее перечня; не терять время при передаче задания другому исполнителю.
Написание технического задания для разработки сайта – это необходимый этап создания веб-ресурса. Оно необходимо в любом случае, но особенно важно. Если работы будет производить неизвестный сторонний поставщик услуг.
Как писать ТЗ на разработку сайта?
Техзадание не просто влияет на конечный результат. Качественное ТЗ – это едва ли не большая часть успеха и чем оно точнее, тем больше вероятность того, что всё будет выполнено так как необходимо. (прим спец. Smart Sites: тут мы хотим отметить, что любое дело будет выполнено качественно, если есть точный план по его реализации со всеми пунктами, подпунктами и нюансами от создания сайтов до запуска космических телескопов для исследования дальних рубежей космоса).
Поэтому важно не только, что в нём должно быть прописано, но и кто будет автором главного документа по разработке сайта. Существуют три возможных варианта:
- Техзадание готовит заказчик.
Достаточно редкий вариант, так как заказчик часто просто говорит «нужен интернет-магазин» и уже по ряду причин, мы не можем называть эту фразу ТЗ. Иногда заказчик полон энтузиазма и сам готовит техническое задание, тратит много времени, но это приводит к куче ошибок. Причина проста – заказчик обычно не является специалистом в области программирования, поэтому для него это сложная непосильная задача. - Техзадание составляет исполнитель.
Специалист прописывает фронт работ с уточнениями, основываясь на предварительно озвученных пожеланиях заказчика. В идеале в техзадании присутствуют прототип сайта и эскизы страниц. Это гораздо более удачный вариант. Он почти всегда позволяет избежать многих проблем и подходит в большинстве случаев. Но бывает такое, что слова заказчика, противоречат тому, что он хочет видеть в финале и часто это из-за не знания профессионального лексикона IT индустрии и применение терминов не так. - ТЗ создаётся совместно (заказчиком и исполнителем).
В процессе создания документа активное участие принимают обе стороны. И это идеальный вариант, который исключает недопонимание, ошибки и неучтённые моменты. Во время подготовки ТЗ на разработку сайта заказчик высказывает свои пожелания, исполнитель превращает их в структурированные данные для работы. С объяснением тех или иных возможностей терминов, показывая примеов с других сайтов и тут всё становиться прозрачно и точно! Есть возможность задать друг другу вопросы, утончить спорные моменты, скорректировать и дополнить прототип и т. д. Учитывая важность, а иногда длительность и сложность создания ТЗ, можно включить данную услугу в счёт.
Каким должен быть объём ТЗ для сайта?
Ответа на вопрос «Каким должен быть объём ТЗ для сайта?», конечно же не существует, как и универсального списка пунктов, которые надо всегда включать, чтобы получить то что нужно.
Для небольших и шаблонных сайтов может быть хватит и 1000 знаков, ТЗ для создания некоторых сайтов (как коммерческих, так и информационных) могут занимать и 30, и 50, и даже 100 страниц, а знаки зависят от шрифта и наличия инфографики. Всё зависит от технической сложности проекта, фантазии заказчика и профессиональных возможностей исполнителя.
Значение имеют и исходные материалы. Например, наличие бренд-бука здорово облегчит жизнь дизайнерам.
Какие пункты должно содержать техническое задание программисту?
Как и говорилось выше, тут нет «золотого» правила, но есть важный факт. Чем больше информации о желаемом сайте озвучит заказчик, чем больше будет информации и точнее описаны, разъяснены все нюансы в ТЗ, тем проще будет разработчику понять свою задачу и предложить пути её решения. Значит, высока вероятность достичь поставленной цели и порадовать клиента. Техническое задание на сайт может содержать практически неограниченное количество пунктов для выполнения. Но существует несколько позиций, которые обязательно необходимо включить в документ. Без них у разработчика не будет полного представления о том, что он должен сделать. Перечислим обязательные модули, которые должно содержать ТЗ на разработку сайта.
- Общие данные: информация о компании; миссия и цели бизнеса; задачи и цели сайта; характер целевой аудитории; особенности продукта. Эта информация напрямую не относится к техническим моментам создания сайта и может показаться, что она не нужна разработчику. Но это не так, необходимо понимать, в чём специфика компании заказчика, кто его клиенты и почему те клиенты должны обращаться к заказчику, а не к конкуренту. Грамотный разработчик всегда сможет подсказать интересные решения, основанные на этой информации. Учитывая их, есть шанс получит больше, чем планировал заказчик.
- Вводные данные: информация о хостинге, если есть, или требования к серверу; выбор CMS или важные детали для её подбора; используемые технологии и библиотеки; технические требования к вёрстке; характер формирование каталога; способы оплаты; наличие ЛК и его функционал. Это важные нюансы, не обсудив их заранее можно прийти к результату, когда всё готово и нравится заказчику, но не может быть использовано. Какие-то решения могут быть невыполнимы из-за технических ограничений.
- Дизайн: цветовая гамма; шрифты; формат встроенных элементов и проч. Если говорить точнее, то пункт про дизайн необходимо выносить как отдельную самостоятельную задачу. Писать под него отдельное ТЗ и отдельно работать с дизайнером. А программисту уже передавать ТЗ на создание сайта и полностью готовые макеты дизайна со всеми элементами.
- Структура сайта. Ещё до начала работы программист должен чётко представлять, что из себя будет представлять сайт, из каких страниц и элементов он должен состоять, каким образом они сочетаются и перекликаются. Путь от одной страницы к другой удобно показать с помощью блок-схемы или таблиц, например, в Excel.
- Контент. Программист должен понимать объём, тип, вид и желаемое отображение контента на сайте (от этого кстати будет зависеть и цена разработки). Выбор того что должен из себя представлять контент сайта влияют два фактора:
- материал, которые хочет сказать заказчик сайта;
- материал, которые необходим оптимизатору для эффективного SEO-продвижения.
- Глоссарий ТЗ, составленные программистами, всегда наполнены профессионализмами. Они могут быть непонятными или неверно толковаться заказчиком. Это недопустимо, так как может породить множество проблем в будущем, когда разработчик указал в ТЗ и выполнил одно, а клиент представлял совершенно другое. Здесь желательно указать все технические или иные специфические термины, которые могут вызывать вопросы или сомнения у заказчика.
Техзадание – уникальный в каждом отдельном случае документ. Он может содержать и иную, важную для конкретного проекта, команды исполнителей и заказчика информацию. Например, для сайтов с нестандартным интерфейсом целесообразно заранее прописать сценарий использования.
Подведём итоги
Хотите иметь свой собственный уникальный, отвечающим вашим потребностям сайт? Тогда придётся постараться и написать такое же уникальное и собственное ТЗ, лучше это делать в составе рабочей группы над проектом, чтобы все принимали активное участие: заказчик, маркетолог, SEO-специалист, дизайнер и разработчик. Если вы готовите своё техническое задание или уже имеет готовое, то ниже представлен список, какое оно должно быть:
- полное;
- понятное;
- однозначное;
- простое в понимании;
- наглядное;
- уникальное (в том смысле, что оно для создание уникального финального продукта);
- отвечающее на все вопросы;
- минимальное по объёму (только факты и цели, без «лирики»).
И тогда мы уверены, что вы получите именно тот сайт, что хотите и получите только первые места в поисковой выдаче. А наша компании с радостью поможет вам составить такое ТЗ и воплотить его в жизнь!