Карточки «Отсутствия товара» нужны ли сайту?

Smart Sites
Октябрь 01, 2020г.

После того, как мы прошли некий «пик» пандемии, было произведено множество исследований с различных сторон общественной жизни людей. Нас заинтересовало исследование Data Insight, в котором указано, что за три месяца карантина примерно 10 млн покупателей были в онлайне, и большинство из которых продолжают покупать в интернете. Средний рост интернет-торговли в России с 2019 по 2024 год (CAGR) составит 33,2% в год. Можно сделать вывод, что с момента наступления пандемии владельцы интернет-магазинов и пользователи столкнулись с уникальной проблемой, которую мы ранее не знали: отсутствие товара на сайте. Так как спрос превысил предложение. Особенно это было заметно с товарами: антисептики, маски, перчатки, а следующие поставки не ожидались. И в целом пользователи стали отдавать предпочтения интернет-магазинам, нежели стандартным покупкам в магазинах города. Выглядит ситуация с отсутствующими товарами примерно так:

Отсутствие товара на OZON – статьи Smart Sites

Как попасть на страницы с отсутствующим товаром?

Попасть на карточку отсутствующего товара пользователь может разными способами.

  1. Непосредственно переходами по вашему сайту. Например, ссылки из каталога продукции или из вспомогательного меню на конкретный товар.
  2. Можно попасть на такую страничку из выдачи поисковой системы.
  3. Также у пользователей могли сохранится закладки и память в браузере при вводе первых символов URL’s сайта.

Но точнее определить источник трафика вам помогут инструменты аналитики: Google Analytics или Яндекс.Метрика. Выполнив анализ полученных данных, вы сможете сделать несколько выводов:

  • оценить долю трафика, который приходится на страницы отсутствующих товаров;
  • понять, на какие именно товары попадет пользователь;
  • составить список наиболее популярных у пользователей товаров и в дальнейшем этот список проработать – понять, почему именно эти товары выбирает пользователь, узнать, по какой причине они отсутствуют, как решить эту проблему.

Причины появления карточек отсутствующих товаров

Также нам необходимо понять, как у вас на сайте появились страницы, которые, если хорошо разобраться, для конечного пользователя, который вероятно хочет сделать покупку у вас – бесполезны.

  • Товары отсутствуют на складе по естественным причинам, например, закончился выпуск конкретного товара.
  • Высокий спрос на товары и их быстрая реализация: товары не задерживаются на складе, поступают в продажу, а потребители сразу же их раскупают.
  • Не налаженная логистика и продавец не знает, когда тот или иной товар поступит в продажу снова.

При этом пользователь заходит на сайт за нужным товаром и видит пометку «Нет в наличии». И в реалиях текущего 2020 года, например, случилось в начале распространения заболевания COVID-19, когда дефицитными стали маски для защиты органов дыхания, антисептики, санитайзеры, защитные костюмы и на многих сайтах эти товары начали «пропадать» ещё до ввода жёстких карантинных мер, а если появлялись. То также быстро распродавались (не смотря на завышенные спекулятивные цены).

Почему отсутствующие товары на сайте – это плохо

Для владельцев сайтов интернет-магазинов очень важно, чтобы их ресурс занимал стабильно высокие позиции в органической выдаче, касаемо нашей текущей темы – занимать позиции в топ 10 также важно и для карточек отсутствующих товаров. Например, пользователь, перешедший на сайт по определенному запросу в поисковике, ищет необходимый товар, но его нет в наличии, есть вероятность, что он будет искать «похожий товар» на текущем сайте. Или вернётся позже на этот сайт по знакомому запросу. Следовательно, очень важно, чтобы карточка отсутствующего товара или товарной группы имела хорошую позицию в органической выдаче, и при появлении товара, продажи могли бы продолжиться, а пользователи оформляли бы заказы.

Есть и обратная сторона вопроса, если у компании, которая владеет сайтом есть проблемы с поставками товаров, и пользователи, постоянно приходя на сайт будут видеть, что товара нет, будут уходить с него. И чем чаще люди будут попадать на отсутствующие товары и уходить с него, тем больше будет расти недоверие со стороны пользователей, так и со стороны поисковой системы, позиции будут увеличиваться, а поток посетителей уменьшаться.

Мы хотим, чтобы пользователи оставались, и в будущем совершали заказы в интернет-магазине, а страницы товаров и товарных групп, которых временно нет в наличии, не теряли свои позиции в выдаче.

Итак, пришло время рассмотреть варианты, что происходит со страницей, когда товар отсутствует:

Вариант № 1: Page not found – ошибка 404

Самый простой вариант: сделать так, чтобы страницы с товаром, которого нет в наличии, отдавали 404 код ответа сервера. Когда товар снова появляется, то страница автоматически начинает работать, и пользователи могут совершить заказ.

Плюсы: легко реализуемо на сайте.
Минусы: есть риск, что страница «выпадет» из индекса поисковой системы, так как код 404 сообщает поиску, что такой страницы больше нет и не будет.
Также, необходимо время на то, чтобы поисковые роботы проиндексировали изменения и внесли их в индекс. Т.е., когда товара уже не будет, в выдаче поисковой системы страница может значиться с товаром «в наличии», когда мы вернём товар на сайт, в индексе поисковой машины будет значиться, что такой страницы не существует.

Данный вариант подойдет для товара, который точно не будет уже продаваться.

Вариант № 2: 301-редирект (постоянное перенаправление)

Плюсы: также легко реализуется в техническом плане.
Минусы: проблема с индексацией поисковой системой, если товар ещё планируется, что будет поставляться, то произойдёт ситуация, как описано в пункте про 404 ошибку.

Данный вариант подойдёт только для тех товаров, которые уже не будут поставляться, но спрос на них большой. Тогда вам необходимо найти идеальный заменитель данному товару, возможно другой комплектации или просто более новый. Также этот метод подойдёт не только для интернет-магазинов, например, сейчас на российский авторынок вышла новая модель КИА К5, которая по факту пришла на замену «Оптима». Как только все машины «KIA Optima» будут распроданы, то необходимо поставить 301 редирект на карточку модели «K5», чтобы пользователи понимали, если они ранее хотели одну машину, но её уже нет и вероятно не будет в будущем, вам будет интересно новое поколение, только под другим названием – и это можно считать предвосхищением интереса.

Вариант № 3*: 302-редирект (временное перенаправление)

Вариант мы установили со «звёздочкой» (*), потому что это для более продвинутых пользователей и более дальновидных.

Плюсы: поисковая система продолжительное время будет считать, что по текущему УРЛу находится тот же контент, но пользователи будут попадать на страницу «заменитель», а когда (желательно в ближайшее время) у вас на сайте появится товар, вы уберёте 302 редирект, то и для поисковой системы никакого «стресса» не произойдёт.
Легко реализуется на сайте.
Минусы: необходимо знать, что существует 302 редирект.

Такой вариант подойдет для товаров, которые будут отсутствовать недолго. И хотим напомнить, что 302-редирект даёт сигнал поисковым роботам, что это временный код страницы и скоро он опять будет 200ok.

Вариант № 4: привести карточку товара к удобному виду

Если вы понимаете, что товар отсутствует в магазине краткосрочно, на страницу приходят пользователи, происходят заказы товара, и в дальнейшем товар будет поставляться, то необходимо сохранить страницу и продолжить дальше собирать трафик.

Необходимо для таких страниц создать шаблон, и он должен автоматически включаться всякий раз, когда кончился товар на складе. Либо вы его должны включать сами. Ориентировочный вид шаблона расписан ниже.

1. Дополнить карточку отсутствующего товара отметкой «Нет в наличии».

2. Постараться уведомить пользователя о появлении товара: через личный кабинет либо через специальную форму заполнения контактных данных, созданную именно с целью уведомления.

Отсутствие товара на OZON – статьи Smart Sites

3. Если есть возможность сделать предзаказ товара, то посетителю нужно предоставить ее. Например, сделать отметку на карточке товара «доступно по предзаказу».

Предзаказ товара от Ситилинк – статьи Smart Sites

4. Отобразить блоки аналогов по характеристикам или цене (так называемый блок «похожие товары»): «Возможно, вам понравится», «Лидер продаж в категории», «Рекомендуемые товары», «Вместе с этим покупают» и так далее. Предложите пользователю альтернативный выбор.

Лидеры продаж товара от Ситилинк – статьи Smart Sites

Вы можете разместить карточки отсутствующих товаров в начале или конце списка листинга.

5. Можно разметить товар микроразметкой
Вы можете использовать микроразметку schema.org для своих товаров: InStock, InStoreOnly, OutOfStock и SoldOut. Поисковая система может выбрать отображение этой информации в сниппете, например, так:

Выдача поисковой системы Google – статьи Smart Sites

Минус данного способа в том, что поисковой системе нужно время, чтобы обновить информацию с «В наличии» на «Нет в наличии» и наоборот.

Подведём итог

Необходимо отслеживать и анализировать трафик, приходящий на страницы отсутствующего товара. Сделать вывод о важности данной страницы: какое количество трафика приходит на страницу, какой процент делает заказы с данной страницы, источник трафика. Проанализировать, какими товарами пользователи интересуются больше всего в принципе, возможно сделать выводы о перелинковке на сайте.

Старайтесь удержать пользователя – предлагайте альтернативные варианты, уведомляйте о поступлении.

Не обманывайте пользователя – своевременно отслеживайте наличие товаров, а при их отсутствии размещайте пометку «Нет в наличии».

Не обманывайте пользователя, будьте профессионалами – статьи Smart Sites

Smart Sites
Разработка и продвижение сайтов в поисковых системах
alarm_on 01.10.2020
remove_red_eye 1417
Другие статьи